Доставка цветов в Севастополе: SevCvety.ru
Главная -> Классическая логика

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

только в теоретических начинаниях, но и в их практическом воплощении. Он стал ведущим участником создания двух наиболее значительных в СССР программ поиска вывода: программы АЛПЕВ для поиска натурального вывода в исчислении высказываний (под руководством Н.А.Шанина в 1961-1963 гг.) и программы для исчисления предикатов на основе обратного метода в 1966-1967 гг. Последние 10 лет своей жизни Сергей Юрьевич посвятил разработке своих идей о применениях дедуктивных систем к другим естественным и гуманитарным наукам, не оставляя исследований по поиску автоматического вывода.

Из смежных с математической ло-1икой дисишлин и наук, в которых оказывалось целесообразным применение методов дискретной математики, СЮ.Маслов на протяжении последних 10 лет особенно много занимался вопросами биологической теории эволюции, нейропсихологии, искусственного интеллекта, семиотики культуры (в частности архитектуры). Развивавшийся им подход к теории биологической эволюции (связанный и с его длительной и обстоятельной перепиской с выдающимся биологом-теоретиком А.А.Любищевым) представлял собой модель достаточно общего характера, которая может быть интересна и для других CJЮжныx систем передачи

информации (например фольклорных текстов). Достигнутый в ряде последних его статей и докладов синтез новейших результатов нейропсихологических и нейролингвисгических исследований по асимметрии полушарий головного мозга и по искусственному интеллекту привел к четкому выделению круга преимущественно правополушарных задач искусственного интеллекта, решение которых находится за очень короткие временные интервалы. В этих работах был намечен путь моделирования решения переборных задач, опиравшийся на достижения теории логического вывода.

Особый цикл последних работ СЮ. Маслова был посвящен соединению изученного круга нейропсихологических представлений с исследованиями, ведущимися в семиотике культуры. Изучались возможности выявления преимущественно левополушарных и СЮ.Маслов погиб в автомобильной катастрофе.


Рис. 2.2: СЮ. Маслов (1939-1982).



правопсшушарных составляющих в сменяющих друг друга стилистических тенденциях, в свою очередь сопоставимых и с другими социально-историческими факторами. Соответствующие гипотезы были проиллюстрированы и проверены на обширном материале, почерпнутом из истории архитектуры, и вызвали оживленные дискуссии среди специалистов по культурологии и семиотике.

Из воспоминаний В.Я Крейновича" о С.Ю.Маслове: «На меня глубокое впечатление произвел эпизод, когда я пришел к нему, взбешенный на очередной бред коммунистического начальства, и он неожиданно сказал мне, что главная проблема России не в том, что начальство плохое, а в том, что слишком много ненависти. Я это потом вспоминал не раз, удивляясь, как я мог

2.6. Логическое программирование

Как решается задача с помощью ЭВМ? Математик разрабатывает алгоритм решения задачи, а программист, используя один из языков программирования, например PASCAL, реализует предложенный алгоритм в виде программы.

Возможен иной подход. Он основывается на следующих трех моментах:

• На способности ЭВМ доказывать теоремы. Эта способность, как мы знаем, называется автоматическим доказательством теорем (см. § 2.5).

• На понимании, что вычисление - это частный случай логического вывода.

• На осознании того, что алгоритм - формальное задание функции (см. § 4.1).

Иначе говоря, задачу, решение которой ищется, надо представить в виде высказывания, доказательство которого следует предоставить ЭВМ.

Таким образом, компьютеру предлагается не алгоритм, а описание предметной области задачи и сама задача в виде формул

В.Я Крейнович в настоящее время профессор компьютерных наук в университете Техаса в Е1 Paso (США). - http: www.cs.utep.edu/vladik См.: http: www.mathsoc.spb.ru/pers/maslov/davydova.html



формального исчисления. Решение задачи является в таком случае выводом в данном исчислении. Какова при этом роль программиста? От программиста при таком подходе требуется описать с достаточной степенью полноты предметную область и формулировку задачи на языке этого исчисления, а поиск вывода, приводящего к решению задачи, поручается компьютеру.

2.6.1. Логическая программа

Логическая программа представляет собой конечный набор формул логики предикатов одного из следующих видов:

Pitu-,tn); (2.4)

Q{8i,...,8k) -QiiSi, 8k), ,Qmi8l, ; Sk); (2.5)

где P,Q,Qi, ...,Qm - предикаты, a fi, ...f„, si,- термы. Формулы первого вида называются фактами, а второго - правилами. (В конце каждого выражения ставится точка). Факт - один-единственный экземпляр, свойство или отношение между объектами.

Правило (2.5) читается как (si,si) истинно, если истинны Qi{si,...,si),...,Qm{si,...,si)». Формула Q{si,...,si) называется заголовком правила (2.5). Правило позволяет выводить новые факты из уже имеющихся.

Таким образом, логическая программа состоит из конечного числа фактов и правил:

Л. М.

В фактах и правилах описывается логическая модель предметной области, отношения предметов и правила получения новых свойств.

При написании этого параграфа использованы материалы сайта http: pgap.chat.ru/zap/zapl49.htm



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33



0.01
Яндекс.Метрика