|
Главная -> Провода и кабели 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 самолета. Необходимость создания бортовых проводов повышенной нагревостойкости определялась как повышением надежности бортовой сети, так и увеличением токовых нагрузок, в связи с ростом энерговооружен-ностя самолетов, а также увеличением температуры среды, окружающей бортовую оеть. Последнее обусловлено тем, что существенно возросли как количество электрооборудования, выделяющего теплоту в окружающую среду, так и температура в особо горячих отсеках самолетов, например вблизи зоны реактивного двигателя; кроме того, увеличение высоты полетов в разреженной атмосфере приводит к резкому ухудшению отвода выделяемой теплоты в окружающую среду. Специфика эксплуатации аппаратуры на борту самолета предопределяет ряд воздействий на бортовые провода, что позволяет отнести условия эксплуатации к особо жестким. Хотя бортовые провода предназначены в основном для работы в условиях фиксированного монтажа, но уже при прокладке жгутов по борту их подвергают неоднократным перегибам из-за ограниченности пространства и необходимости протаскивать жгут через отверстия в перегородках небольшого размера. В процессе эксплуатации корпус самолета подвергается значительной вибрации, которая передается на жгут от стенок и элементов крепежа. Поэтому провода жгутов подвергаются интенсивным продавливающим и истирающим нагрузкам. Кроме того, це исключена возмож-. ность попадания на поверхность проводов различных агрессивных жидкостей, имеющихся на борту: бензина, керосина, масел, гидравлических жидкостей и др. Поскольку самолеты эксплуатируют в различных климатических зонах, а температура корпуса резко изменяется, например, когда самолет после стоянки на солнце, где его поверхность может прогреваться до 50-70° С, поднимается на значительную высоту, где температура может составлять -40--50° С, то ясно, что провода должны быть устойчивыми к циклической юмене крайних температур. Это особенно необходимо для самолетов, скорость которых значительно превышает скорость звука, так как их обшивка подвергается значительному дополнительному нагреву из-за трения о воздух. В последние годы в связи с увеличением скоростей гражданских самолетов и ях вместимости постоянно ужесточаются требования по обеспечению безопасности полетов, ЧТО приводит к появлению новых требований к проводам. За последнее время значительно ужесточились требования по негорючести проводов, возникли нормы по количеству выделяющегося при горении дыма и т. д. Первые бортовые провода с фторопластовой изолЯ-цией, выпускаемые и сегодня, имели изоляцию из пленок ПТФЭ. Отечественная промышленность выпускает подобиЫе провода мар.ки ПТЛ(Э)-200 и 250. Жилу проводов ПТЛ (Э) -200 выполняют из медных луженых проволок, а ПТЛ (Э)-250 - из посеребренных проволок сечением от 0,35 до 70 мм. Первые предназначены для эксплуатации при максимальной рабочей температуре до 200° С, а вторые - до 250° С. ТолЩИка изоляции, выполненной Путем обмотки из пленок ПТФЭ, зависит .от сечения и составляет От 0,32 до 0,64 :мм. Поверх изоляции наложена обмОтка, а затем оплетка из стеклоВОлок-на плотностью не менее 90%, пропитанная кремвийорга-ническим лаком. (За рубежом для подобных проводов применяют также пропитку фторсуспензией). Провода выпускают как экранированными, так и неэкранирован-ными, экран выполняют из адедных луженых проволок диаметром от 0,12 до 0,30 мм плотностью не Mienee 80%. Выпускают также облегченные провода марки ПТЛА-200 с жилОЙ из алюминиевой проюлоки сечением от 4 до 70 мм. НедостаткоМ проводов типа ПТЛ является отсутствие герметичности изоляции, что приводит к значитель-вому падению электрического сопротивления при воздействии .влаги. Необходимость устранения этого недостатка, а также увеличение требований по .стойкости к механическим вовдействмям (истиранию, продавливанию И т. п.) и к кратковременным перегревам привели к .созданию более совершенных проводов с комбинирОванной стеклофто-ропластовой .изоляцией. Существуют многочисленные разновидности подобного исполнения изоляции, в которой пленки из ПТФЭ чередуются с обмоткой .стеклолен-той или стеклопряжей, пропитанной фторсуспензией, или с пр.опитанной .оплеткой из стекл0.пряжи. В ряде случаев путем подбора .оптимальной конст-рукции, включающей сырые каландрОванные ленты ПТФЭ, после запечки удается получить практически монолитную изоляцию. Такую нзоляцию применяют, на- ttpMMep, в прюводах типа БИН « БФС. Провода выпускают с медной посеребренной Или- иикелярованной жилой, в экране и-без иегО. Длительно допустимая рабочая тем1Пбратура 250° С, >а кратковременно провода допускают эксплуатацию при температуре до 400° С. Стойкость к истиранию (у провода сечением 0,35 мм) характеризуется 10 000 ходами иглы .диаметром 0,6 мм при нагрузке 6 Н. Сопротивление иэоляц.ии В нормальных условиях- 1000 МОм-км, при 250° С - 500, а после 48 ч при 40° С в 98%-пой влажности-500 МОм-км. В США выпуск таких проводов осуществляют по стандарту MIL-W-22759 (рабочее наиряжение 600 В, сечение жил 0,32- 21,2 мм толщина изоляции 0,74-1,25 мм). Подобные провода изготавливают многие фирмы, в том числе B1W и «Варрен Вайр Ко> .(США). Фирма «Филека» выпускает провода марки A1R-1715, отвечающие требованиям этого стандарта, с жилами сечением 0,38- 34,5 мм со стеклофторполимерной изоляцией толщиной 0,55-0,9 мм. Жилу скручивают из медных йикелированных проволок; рабочая температура от -ЮО до +300° С. В Англии - иа подобные провода распространяется стандарт EL-1936. Одним нз крупных поставщиков таких проводов является фирма «Бритиш Инсулэйтед Каллзидерс Кэйбл». В связи с необходимостью дальнейшего уменьшения габаритных размеров разработаны оровода с экструдированной фторопластовой изоляцией, причем с целью повышения надежности изоляцию подвергают сшивке методом радиационного модифицирования. Так, в 1964 г. фирма «Райхэм», США, разработала и организовала выпуск проводов по стандарту MIL 081044/9 с двухслойной облученной изоляцией. Внутренний слой изоляции выполнен из облученного полиолефина, а наружный из ПВДФ; диапазон сечений жил 0,2- 53 мм. Подобные провода выпускают н в СССР под маркой БПДО. Хотя максимальная рабочая температура проводов БПДО, определяемая требованиями к ресурсу и стойкостью к нродавливанию при предельных . температурах, относительно невелика и составляет 105° С. но по основным параметрам (габаритные размеры, масса, стойкость к воздействию пламени и др.) они существенно превосходят старые провода типа БПВЛ с изоляцией из поливинилхлорида (ПВХ). Сравнение проводов БПДО и БПВЛ приведено в табл. 14. Провода БПДО отличаются повышенной надежностью, длительным сроком службы, допускают эксплуатацию при температуре, значительно превышающей максимальную рабочую, вплоть до 300° С (в зависимости от механических воздействий). Срок службы проводов при различных температурах приведен на рис. 12 [22]. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 0.0088 |
|