![]() |
Главная -> Расчеты зубчатых передач 0 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 Частота вращения Вала колеса быстроходной ступени Момент на приводном валу (на выходе) где Ff - окружная сила на барабане или тяговой звездочке (см, рис. 1.1); Dg - диаметр барабана; Озв=гзвРзв/зх - диаметр тяговой звездочки. MoMCHf на валу колеса тихоходной ступени редуктора 721 = 7вых/[ЛцИц(ЛрИр)]. где Пц, t]p, Иц, «р - КПД и передаточное число цепной или ременной передачи. При отсутствии этих передач в схеме привода ТТы. Вращающий момент на валу колеса быстроходной ступени редуктора где т}з - КПД зубчатой передачи тихоходной ступени редуктора. Глава S РАСЧЕТЫ ЗУБЧАТЫХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ После определения вращающих моментов на валах колес тихоходной и быстроходной ступеней выполняют основные проектные расчеты передач. § I. РАСЧЕТЫ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ Исходными данными для расчета являются: вращающий момент на колесе Т-, Н -м; передаточное число и; схема передачи, срок службы /.д, ч, и требования к размерам передачи. Этапы расчета, общие для цилиндрических и конических передач 1. Выбор материала и те1»(ической обработки. Материалы для изготовления зубчатых колес подбирают по табл. 2.1. Для повышения механических характеристик материалы колес подвергают термической обработке. В зависимости от условий эксплуатации и требований к габаритным размерам передачи применяют следующие материалы и варианты термической обработки (Т.О.): I - марки сталей, одинаковые для колеса н шестерни: 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ, 45ХЦ. Т.О. колеса - улучшение. НВ235. . .262. Т.О. шестерни - улучшение. НВ269. . .302; П - марки сталей, одинаковые для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ и 45ХЦ. Т.О. колеса -улучшение. НВ269.. .302. Т.О. шестерни - улучшение и закалка ТВЧ. HRC45. . .50, 48, . .53, 50. . .56 (зависит от марки стали); П1 - марки сталей, одинаковые для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН 35ХМ и 45ХЦ. Т.О. колеса и шестерни - улучшение и закалка ТВЧ. HROtS. . .50, 48. . .53 или 50. . .56 зависит от марки стали; IV -марки сталей для колеса: 40Х, 40ХН, 35ХМ и 45ХЦ. Т.О. колеса - улучшение и закалка ТВЧ. HRC45. . .50, 48. . .53 или 50. . . 56 (зависит от марки стали). Таблица 2.1
Марки сталей для шестерни: 20Х, 20ХНМ, 18ХГТ, 12ХНЗА, 25ХГНМ. Т.О. шестерни-улучшение,цементация изакалка.НКСбб. .. 63; V - марки сталей, одинаковые для колеса и [кестерни: 20Х, 20ХНМ, 18ХГТ, 12ХНЗА, 25ХГНМ. Т.О. колеса и шестерни одинаковые - улучшение, цементация и закалка. HRC56. . .63. Применяют также нитроцементацию и азотирование, при которых образуется тонкий поверхностный упрочненный слой. Зубья колес после такой химико-термической обработки незначительно искажают геометрическую форму и не требуют шлифования. Чем вьш1е твердость рабочей поверхности зубьев, тем выше допускаемые контактные напряжения и тем меньше размеры передачи. Поэтому для редукторов, к размерам которых не предъявляют высоких требований, следует применять дешевые марки стали типа 45 и 40Х с термообработкой по варианту I или И. 2. Допускаемые напряжения. Определяют допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба отдельно для колеса 1о]д2 и [а]р2 и шестерни Mhi и по формулам Здесь 6 /-д[- HL = у ~ коэффициент долговечности при расчете по кон- тактным напряжениям, Khl, при Т.О. колеса - улучшение, /Сд,1,8 при Т.О. колеса - закалка /Ся/:=1.0 при NN„4", КР1= у --коэффициент долговечности при расчете по изгибу, Кр[ 2,08 при Т.О. колеса - улучшение, /С/7<1,63 при Т.О. колеса - закалка, Кр[ =1 при iV410«; -[п1яо и [n]fo - допускаемые напряжения, соответствующие числу N„g,MMff. циклов 60 50 30 Z5 20 wo 200 JOO Ш 500 бООНВса 37 SZ S6. бОтСср Рис. 2.1 циклов перемены напряжений N„o4Np,=4-W; N- действительное число циклов перемены напряжений для колеса Л2=573WjLh, для шестерни Л1=Лг -и, где (йа - угловая скорость колеса, рад/с; -время работы передачи; т - показатель степени в уравнении кривой усталости, при /п=6дляТ.О.- улучшение, при т=9 для Т.О.- закалка. Значения [ст1яо и [о] МПа; 1 МПа= 10« Па принимают по табл. 2.2; Ло - число циклов перемены напряжений принимают по графику (рис. 2.1) по средней твердости НВр или HRQp. Значения [ct]o и 1о]р определяют по средней из двух предельных твердостей, данных в вариантах термообработки и в табл. 2.1, При расчете зубчатых передач цилиндрических косозубых, шевронных и конических с круговым зубом в расчетную формулу подставляют при И варианте Т. О. среднее допускаемое контактн(?в напряжение [а]я = 0,45([а]я1 + [пЫ. Это напряжение не должно превышать: для цилиндрических косозубых и шевронных колес 1,23 [ст],; для конических колес 1,15 [crja- При I, П1, IV и V вариантах термообработки, а также для прямозубых цилиндрических и конических колес в расчетную формулу вместо lo]fi подставляют меньшее из [nli и [а]я2. Этапы расчета для цилиндрических зубчатых передач 3. Межосевое расстояние. Межосевое расстояние подсчитывают по формуле КнвТ, [ofH 0 1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 0.0117 |
|
|