Доставка цветов в Севастополе: SevCvety.ru
Главная Самолеты


Самолёты, Истребители, Сухой Су-30




Cу-30 двухместный вариант Су-27 выполненный на базе Су-27УБ. Он же Су-27ПУ. Предназначен для длительных полётов или полётов в сложных условиях, когда возможностей одного пилота не хватает. Экипаж состоит из пилота, решающего вопросы пилотирования и ближнего воздушного боя и оператора систем вооружения, решающего вопросы навигации, дальнего воздушного боя и атак "воздух-земля". Способен решать задачи мини-ДРЛО для наведения на цели и управления боем звена до 4-х машин Су-27. Иркутское авиационное производственное объединение (АО Иркут) является производителем боевых спарок широко известного Су-27. Здесь же получили путевку в небо самолеты, созданные на базе Су-27УБ — Су-30, предназначенный для авиации ПВО, и многофункциональный истребитель Су-30МК.


В настоящее время идет сокращение парка самолетов и аэродромов базирования авиации ПВО, нарушилась инфраструктура управления, так как изменились границы государства, и многие станции передового наблюдения остались в странах ближнего зарубежья, воздушных командных пунктов (ВКП) и самолетов ДРЛО явно не хватает. Все это диктует определенные требования к тем образцам техники, которые должны поступить на вооружение авиации ПВО: — увеличенные дальность и продолжительность полета, что позволит меньшим числом самолетов перекрывать воздушные границы России; — наличие системы контроля за воздушной обстановкой и возможность согласованного действия в группе; — большое количество средств поражения воздушных целей на малых, средних и больших дальностях и др. Всем этим требованиям на сегодняшний день удовлетворяет новый перехватчик, строящийся в ИАПО, — Су-30.


Разработанный в ОКБ имени П.О.Сухого, он предназначен для уничтожения самолетов-носителей крылатых ракет до рубежей их пуска, самих крылатых ракет в полете и других воздушных целей в любых метеоусловиях днем и ночью, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, в группе и в одиночку. Именно на него возлагают большие надежды в авиации противовоздушной обороны. В то же время невостребованные перехватчики Су-30 стоят в сборочном цехе серийного завода в Иркутске, а они могли бы полностью заменить устаревшие самолеты. Тем более, что кроме этого самолета ожидать чего-либо нового в ближайшие пять — десять лет не приходится — на испытания в последние годы не поступило ни одного нового образца вооружения для Войск ПВО.


При внутреннем запасе топлива 9400 кг, обеспечивающем дальность полета 3600 км, самолет оборудован еще и системой дозаправки топливом в воздухе, позволяющей пополнять запасы топлива от самолетов-танкеров, оборудованных УПАЗ (Ил-78 и др.). Подсветку агрегатов заправки и самолета-танкера обеспечивают выдвижные фары. Продолжительность и дальность полета на тридцатке зависят только от физиологических возможностей экипажа. Для обеспечения комфортных условий пилотов на самолете имеются устройства сервиса и дополнительное кислородное оборудование. Чтобы не появлялась физическая утомляемость при непрерывном пилотировании и ведении наблюдения за воздушным пространством, экипаж состоит из двух человек: летчика на переднем кресле, который управляет самолетом и вооружением, решает задачи ближнего боя, и летчика- оператора на заднем кресле — он решает задачи дальнего боя, ведет наблюдение за воздушной обстановкой и может выполнять обязанности руководителя при групповых боевых действиях, обеспечивая наведение четырех истребителей Су-27. Для этого у него установлен второй пост управления самолетом, индикатор тактической обстановки и другие приборы. Наличие двух членов экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески ракет класса воздух — воздух — эти особенности послужили причиной того, что за базовый самолет при разработке Су-30 был выбран Су-27УБ (заводской шифр 10-4), который производится Иркутским заводом с 1985 года. Первый серийный экземпляр был поднят в воздух 10 сентября 1986 года летчиками-испытателями ИАПО Г.Булановым и Н.Ивановым.


История создания нового перехватчика непроста. В 1985 году в ОКБ приняли решение о доработке одного из опытных самолетов Су-27УБ для проведения испытаний по дозаправке топливом в воздухе машин типа Су-27 и выяснения возможностей экипажа при длительном нахождении в полете, их работоспособности и самочувствия. С этой целью выбрали второй летный экземпляр Су-27УБ, построенный на авиационном заводе им. Ю.А.Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), на котором установили систему дозаправки топливом. Уже в июне 1987-го на этом самолете был совершен беспосадочный перелет по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре, а в марте 1988-го Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва. В этих перелетах принимали участие летчики-испытатели ОКБ Н.Садовников и И.Вотинцев. Второй маршрут имел протяженность 13440 км и длился 15 ч 42 мин. За это время экипажем были проведены четыре дозаправки топливом в воздухе, в районах Новосибирска и Читы. Примерно в то же время и все тот же Су-27УБ с системой дозаправки в группе с самолетами Су-27 авиации ПВО выполнил полет на самый северный аэродром в мире — Грем-Белл на архипелаге Земля Франца-Иосифа, находящийся в непосредственной близости от Северного полюса. Тем самым была показана возможность эксплуатации данного образца техники в высоких широтах. В результате этих работ было принято решение о создании на базе Су-27УБ новой модификации, предназначенной для авиации ПВО, с возможностью выполнения длительных полетов, ведения боевых действий как в одиночку, так и группой и, кроме того, для непосредственного управления перехватчиками при ведении групповых боевых действий, то есть в качестве ВКП.


Для отработки этой концепции летом-осенью 1988 года на заводе, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого под руководством В.Макрицкого и местных специалистов, были доработаны два учебно-боевых самолета производства ИАПО, получившие в ОКБ обозначение Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе — 10-4ПУ. Уже осенью 1988-го приступили к испытаниям первого из этих образцов. Затем последовало правительственное решение о разворачивании серийного производства Су-30 (такое название получила машина) на том же заводе. Подготовка серийного производства поставила ряд серьезных проблем перед специалистами объединения. Работы возглавили заместитель главного инженера по конструкции В.Ковальков, главный технолог А.Образцов и начальник СКО В.Гудков, под непосредственным руководством главного инженера, а ныне генерального директора АО А.Федорова. Вылет первого серийного самолета состоялся 14 апреля 1992 года. Летчики-испытатели — Г.Буланов и В.Максименков. Большой вклад в испытания новых обазцов техники на заводе внес военный летчик-испытатель 1-го класса полковник В.Подгорный. Принимая во внимание роль, которую играет авиация в современной войне, на фирме Сухого решили создать новый ударный самолет для фронтовой авиации. Это решение обусловливалось еще и тем, что во многих странах, которые в свое время закупали у нас военную технику, в том числе МиГ-23, -27, Су-7 и -17 разных модификаций, парк самолетов устаревает и его необходимо заменять современными и эффективными самолетами.


Используя Су-30 как базовый самолет, в 1993 году ОКБ предложило его дальнейшее развитие — многофункциональный истребитель Су-30МК. Предполагается оснастить машину БРЭО нового поколения, включающим: — универсальную РЛС, способную обнаруживать и сопровождать одновременно несколько воздушных целей, а также цели на поверхности земли или моря; — многофункциональные жидкокристалические цветные экраны, с большой разрешающей способностью; — новый оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с широкими функциями на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и спутниковой навигацией; — новую систему объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолета, но и внешней тактической обстановки. По своим боевым характеристикам Су-30МК может дополнительно: применять по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса воздух — поверхность, с дальностью пуска до 250 км; одновременно обстреливать несколько целей; нести более 8000 кг вооружения. Для размещения большой номенклатуры вооружения предусмотрены две дополнительные (по сравнению с Су-30 и Су-27УБ) точки подвески. Высокоточное управляемое оружие и возросший объем решаемых задач потребовали доработки системы управления оружием и применения нового оборудования, которое должно обеспечить эффективное применение оружия в любых метеоусловиях днем и ночью. Ограниченный внутренний объем самолета не позволяет разместить все это на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная — для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях.


Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели, а также возможность установки на самолет нового, в том числе и зарубежного, оборудования открывают перед Су-30МК широкие возможности по продаже на международном рынке авиационной техники. Именно с таким предложением ОКБ Сухого в 1993 году впервые представило машину на авиационном салоне в Ле-Бурже. Сейчас АО Иркут совместно с ОКБ Сухого проводят мероприятия по дальнейшей доработке многофункционального истребителя Су-30МК. Для повышения несущих свойств и улучшения маневренности предусматривается установка переднего горизонтального оперения (ПГО). Кроме того, это позволит в дальнейшем без снижения летно-технических характеристик установить на самолете новое радиоэлектронное, пилотажно-навигационное, прицельное и другое оборудование. Проект доработанного таким образом самолета получил на заводе неофициальное обозначение 10-4ПМК-2. Все изменения ОКБ Сухого и Иркут планируют вводить поэтапно, в ходе серийного производства. Все сказанное демонстрирует широкие модификационные возможности самолетов семейства Су-27. Даже его учебно-боевой вариант позволяет проводить доработки такого уровня, что можно получить самолет с новыми возможностями, практически не меняя его основных характеристик, и с минимальными затратами в производстве.


Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел2
Размах крыла, м14.7
Длина, м21.94
Высота, м6.36
Площадь крыла, м262
Масса пустого самолёта, кг17000
Масса нормальная взлётная, кг24000
Масса максимальная взлётная, кг33500
Максимальная скорость у земли, км/ч1400
Максимальная скорость на высоте, км/ч2125
Практическая дальность, км3500
Практический потолок, м19820
Боевая нагрузка, кг6000


Двигатели
ВариантТипМодельКол-воТяга одного, кгс
1ДТРДАЛ-З1Ф212500


Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаГШ-З01 301150


Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1УРР-27, Р-73 или Р-77   
2Противорадио­локационные ракеты Х-З1Л   
3УРХ-25ЛД, X-29Л и Х-29Т   
4Крылатая ракета Х-59М   
5Бомбы    
6Корректируемые авиабомбыКАБ-500   
7НАР    


Классификаторы
Вид примененияИстребитель
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное многокилевое
Тип ВПУТрехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ фюзеляже


Дополнительная информация
КБСухой П. О.
Индекс ВССу-30
Начало разработки1985
Построен1988
1-й полёт14.03.1992
ИспытателиГ. Буланов, В. Максименков
Начало гос. испытаний1992
Принят на вооружение1992
Период1976-1991
Базовое применениеИстребитель-перехватчик
ВыпускСерийный

 

Денисов Р-2. Иванов "В.И.". Лебедь "Лебедь-12". Марков, Скарбов P-Z. Микоян, Гуревич МиГ-25Р. Моска, Быстрицкий МБ. Неман ХАИ-1ВВ.


Главная Самолеты

0.0142
Яндекс.Метрика